Stol-Kam Kamenets

К 825-летию Явления Купятицкой Иконы Божией Матери по благословению

протоиерея о. Анатолия Ковалько, настоятеля прихода храма Святителя Николая Чудотворца Пинско-Лунинецкой Епархии

 

Радуйся, в Кресте Образом Явившаяся и уповающих на Тя не оставляющая

Из Акафиста Пресвятой Богородице ради Ее Чудотворного Образа Купятицкого

 

Икона, дарующая свет и добродетельную силу

 

Купятицкая Икона формой своей отличается от всех Чудотворных Икон Божией Матери. Образ представляет собой

Крест - незначительных размеров в 12 см длиной и столько же шириной, медного сплава. На одной стороне Креста находится рельефное изображение Пресвятой Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне - Распятие.

По всей земле чудодействуют Иконы Божией Матери, проповедуют и подтверждают Учение Ее Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Заботясь о роде человеческом, Богоматерь    избрала    Иконы средством постоянного и близкого общения Ее с людьми и обещала, что с этими Иконами пребудет всегда Ее Благодать. Церковь почитает несколько сот Чудотворных Икон Божией Матери. Среди них - Купятицкая - самая древняя из Икон, явленных на землях   Белой Руси. Образ обретен 15/28 ноября 1182 года недалеко от села Купятичи, расположенного на реке Ясельда при впадении ее в Припять, на Пинщине.

Основным источником исторических сведений о Купятицкой Иконе до настоящего времени остается сочинение иеромонаха Киево-Печерской Лавры Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (слово происходит из греческого «чудо»), изданной в Киеве в 1638 году на польском языке. Как повествeyeт автор указанной работы, шестилетняя девочка Анна, пасшая стадо овец своего отца Василия, заметила как-то раз между деревьями яркий свет. На дереве висел небольшой Крест с изображением на нем Иконы Богоматери. В радости девочка отнесла Крест домой, спрятала его в сундук и возвратилась к стаду. Но на том же месте опять увидела сияние. Анна, думая, что находит другой Крест, положила его за пазуху. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший у нее Крест, но не нашла его ни у себя, ни в сундуке. Тогда она вместе с отцом пошла на луг, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился Крест. Святыня была принесена домой, но на другой день ее снова не оказалось в доме. Пораженные этими событиями, отец и дочь рассказали о них односельчанам, и на указанном месте все узрели Икону-Крест, издававшую дивный свет. Для Иконы, по месту явления на-званной   Купятицкой,   жители села   под   покровительством Владычицы Небесной построили церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого времени благодать Божия прославила Образ различными чудотворениями.

В 1240 году храм сожгли татары. Икону посчитали утраченной. Однако Крест по указанию чудесному был снова найден.

В конце XV века благочестивый

паломник Иоаким на обратном пути из Иерусалима решил посетить обители на Полесье. В сумерках, проходя мимо пожарища, где прежде находилась Купятицкая церковь, он удивлен был несказанным светом, исходившим, как ему показалось, из    земли.    Приблизившись, странник увидел Крест. Жители села Купятичи со священником признали свою Святыню и склонились перед Образом в благоговейной молитве. Вскоре была возобновлена церковь, в которой установили Нерукотворенную Икону. Иоаким, по указанию Богоматери, явившейся ему в сонном видении, отложил свое путешествие и подвизался при храме пономарем.

В 1629 году в Купятичах возник Свято-Введенский Преображенский православный мужской монастырь, просуществовавший до XIX столетия. О высоком состоянии внутренней жизни основанного Купятицкого монастыря говорят снова начавшиеся совершаться перед Чудотворным Образом чудеса и чествуемые Церковью, вышедшие из стен этой обители Преподобномученики - Афанасий, игумен Брестский (+1648); Макарий Каневский, игумен Пинский (+1678).

Явление Иконы - это Дар Божий роду человеческому. Пресвятая Богородица лучезарную   Купятицкую Икону, в Кресте изображенную, послала на Полесье, и Русская земля озарилась светом ее славы. Купятицкая Святыня приняла поклонение от верных Киева и Москвы, освятила пределы Слуцкие, Могилевские, Черниговские, Брянские, Орловские и холодную Сибирь согрела. Одигитрия Купятицкая - Заступница земли Полесской - вo все времена подавала ее народу Свою Благодатную помощь: укрепляла в Вере, защищала от врагов, врачевала все недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких.

Сказание о Купятицкой Чудотворной Иконе теснейшим образом связано с именем писателя-публициста, известного исторического деятеля, ревностного защитника Православия во время унии Святого Преподобномученика Афанасия. Игумена Брестского (1595-1648).

Св.Афанасий жил в эпоху, когда отступники от Православной Веры в 1596 году подписали, вопреки верующему народу, Брестскую унию (объединение) Православной Церкви с Римо-католической. Православных стали преследовать, гнать, разрушать их храмы, обращать монастыри в униатские или католические. В то огненное время Священномученик Афанасий Брестский показал себя столпом Православия, за него затем отдал свою жизнь и является примером твердого стояния в Вере Отеческой.

Св. Афанасий (Филиппович) родился в городе Бресте около 1595-1597 года в семье обедневшего шляхтича. В1627 году принял монашество в Свято-Духовом Виленском монастыре. Проходил послушание в более строгих по уставу монастырях - вначале в Кутеинском, вблизи Орши, а затем в Межигорской обители, около Киева. В 1633 году Афанасий возводится в сан иеромонаха и назначается наместником Дубойского монастыря под Пинском. По решению Литовского канцлера князя Альбрехта Радзивилла Дубойский монастырь в 1636 году отдан был иезуитам. О.Афанасий пришел к игумену Илариону Денисовичу в Купятицкий монастырь, где ему вместе с послушником Онисимом Волковицким было поручено произвести сбор пожертвований на реставрацию монастырской церкви. Предприятие это в то время было нелегкое. Как человек религиозный, Афанасий ищет ободрение в молитве - и различает от Иконы Богоматери исходящий голос: «Царь Московский збудует Ми церковь, иди до него». Послушный голосу Богородицы, Св. Афанасий, взяв с собой список (копию) Ее Чудотворного Образа Купятицкого, отправился в Москву. Труден и опасен был этот путь, так как в ту пору граница с Русским государством строго охранялась. На границе был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию. К тому же Афанасий не имел «пашпорту кролевского», необходимого для пересечения границы. Положившись на помощь Божией Матери и вторично подкрепленный Ее обещанием: «Иду и Я с тобою!». Преподобный благополучно прибыл в столицу.

Принятый Царем Михаилом Федоровичем (1613-1645), Св.Афанасий поднес ему в благословение Купятицкую Икону (копию), вручил записку, в которой показал тяжелое положение Православной Церкви в Речи Посполитой, и просил его употребить свое влияние на польское правительство в защиту Православия. Он также передал Царю услышанное (за Севском) из появившейся тучи повеление Божией Матери иметь Образ Пречистой в Кресте Купятицком на воинских хоругвях. Со щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви о.Афанасий возвратился в родную обитель в июле 1638 года, пробыв в паломничестве около восьми месяцев.

 Своими    проповедями Св. Афанасий многих жителей Бреста и близлежащих мест, совращенных в унию, возвратил в Православие. Униаты  встревожились и на Преподобного воздвигли гонения. Он обратился к заступлению Богородицы и во время молитвы перед Купятицкою Иконою услышал Ее голос, повелевающий   ему открыто проповедовать перед королем и сеймом и обличать унию. Укрепленный в правоте своего дела, Игумен Брестский в 1643 году отправился в Варшаву на вольный сейм с изображением Купятицкой Иконы Богоматери в «седми штуках (экземплярах) на плате намалеванных» и с таким же количеством печатных экземпляров своего рукописного  сочинения   «История видения того образу в границе Московской». Изображения и сочинения он раздал влиятельным лицам, а сам выступил перед королем и сенаторами, добиваясь, «чтобы вера правдивая греческая основательно была успокоена, а уния нечестивая уничтожена и в ничто обращена», угрожая  монарху гневом Божиим. Последствия этого выступления для Афанасия были весьма печальны. Он был взят под стражу, лишен священства и отправлен на суд к Митрополиту Петру Могиле в Киев. Однако суд консистории освободил о.Афанасия и разрешил вернуться в Брест на игуменство.

1/14 июля 1648 года игумен Афанасий был арестован по обвинению в помощи восставшим казакам Богдана Хмельницкого, заключен в подземелье Брестского замка и закован в цепи. Хотя вина его не была доказана, судьи вынесли ему смертный приговор за то, что он порицал унию. В ночь на 5/18 сентября 1648 г. Св. Афанасия расстреляли в роще, у деревни Гершоны, под Брестом. Перед смертью гайдуки пытали Преподобного огнем, принуждая отречься от Православия. В городе никто в эту ночь не спал. «Великий страх претерпели мы и все мещане оттого, - писали послушники Брестского монастыря, - что ночь была погожая, и ни на одну стопу тучи нигде не было, а молния весьма страшная была и великая по всему небу».

Недалеко от места смерти Священномученика в 1988 году освящена Свято-Афанасьевская часовня, а в последующем при ней возник одноименный мужской монастырь. Многие храмы украшены иконами Св. Афанасия; имеются церкви, часовни и приделы в его честь; ему читаются Акафисты. 2 октября 2005 года Игумену земли Берестейской Св. Афанасию освящен памятник, который возвышается у стен Брестского Свято-Симеоновского кафедрального собора. У монумента - живые цветы. Это знак народной любви к своему Небесному Покровителю.

Преподобномученик Афанасий называл Купятицкую Икону Божией Матери Величайшей Святыней всей Речи Посполитой.

Образ Богоматери находился в Купятичах до середины XVII веха, пока тамошний монастырь был в ведении православных христиан. Радея об Иконе, чтобы не попала в руки униатов, иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем Барановичем, в 1655 году перенесли ее в Киев. Митрополит Сильвестр Коссов с благоговением принял ранее известный ему Чудотворный Образ и поставил его в Софийский собор.

Икона Богородицы Купятицкая пользовалась широкой известностью и почитанием среди украинского народа. Но не забывали о своей Святыне и белорусы, в частности, прихожане Купятицкого прихода В середине XIX столетия они выходили с прошением в Святейший Правительствующий Синод о возвращении в Купятицкую Николаевскую церковь из Киево-Софийского собора Купятицкой Чудотворной Иконы Божией Матери. Однако Синод 20 июля 1852 года им в этом отказал. Отказ был мотивирован тем, что Икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад».

Ведомо, что в Свято-Софийском соборе Икона пребывала до конца 20-х годов прошлого столетия. Дальнейшая судьба Образа неизвестна.

Ныне в Свято-Николаевской церкви села Купятичи (Пинский район Брестской области) находится точная копия (сделанная в XVII веке) Купятицкой Иконы, которая также славится чудесами. В 2003 году Образ обновился. И, как и прежде, охраняет Полесскую землю Чудотворная Икона Божией Матери Купятицкая.

Каждый год 15/28 ноября в Свято-Николаевском храме бывает торжественное Богослужение. Для прославления Богородицы Купятицкой стекаются паломники со всей Беларуси.

 

Составила

Вера ВОЛОЖИНА

"Брестский курьер" №48 (874) - ноябрь 2007,

Стр.8: ДУХОВНЫЙ МИР.