Stol-Kam Kamenets

Священникъ Левъ Паевский:

"Каменецъ-Литовскъ и его древнiе храмы".

(Историческiй очеркъ)

" ...Упоминаются и улицы старого города Каменца, получившiя свое названiе отъ древнихъ Каменецкихъ храмовъ: "улица Воскресенская... улица Рождественская"... Упоминается и "Diakon", также имевшiй земельный фундуш при "Кладучей горе", на которой красовалась княжеская Благовещенская церковь... Она и была первым храмом, озарившимъ светомъ христiанства все окрестныя земли Белой Каменецкой Вежи и самаго Каменца - какъ объ этомъ свидетельствуют отрывки летописи, дословно приведенной мною в начале сего очерка.

   Въ визите, учиненной 7 марта 1802 года протоiереем Антонiемъ Тупальскимъ, значится, что декретомъ Iосифа Чаплицы, епископа Луцкаго, от 16 января 1654 года, земельныя угодiя упраздненной Благовещенской церкви разделены между оставшимися тремя церквами... Земли эти около 1770 года причислены были к местечку и пользовавшiеся ими священники Рождественской, Симеоновской и Воскресенской церквей платили чиншъ.

   Съ вероятностiю можно думать, что и остальные храмы почти современны первому по времени существованiя в г. Каменце Благовещенскому храму. До сихъ поръ существуютъ все земельные плацы этих четырехъ храмовъ, в теченiе целых веков утверждавшихъ веру и нравственность народа! Теперь эти церковные плацы застроены еврейскими домами, мельницами и т.д.

    

    Что касается Христо-Рождественской церкви,

то от нея остался ныне общирный свободный плацъ - с деревянными крестами на том самом месте, где прежде приносилась в храме на престоле св. Безкровная Жертва!

Тут же, по изстаринному обычаю, погребались и тела умершихъ. Храм и кладбище - альфа и омега земной жизни человека! Кругом этого святаго места раскинулись - дома частiю христиан, а больше евреевъ. Более точныя сведенiя о приходе Христо-Рождественской Каменецкой церкви находим в визите, учиненной 29 мая 1759 года оффицiаломъ Антонiемъ Корончевскимъ, по описанiю котораго Христо-Рождественскiй храмъ был деревянный, очень ветхiй, крытый драницами, съ малымъ на верху куполомъ. Тутъ же, на церковномъ погосте, стояли ветхая колокольня и богадельня. Колокольня была такъ уже ветха, что колокола помещались над притворомъ храма. Въ визите упоминается и иконостасъ - древнее достоянiе и украшенiе Православныхъ храмовъ.

Къ сему храму тогда принадлежали: изъ м. Каменца дворовъ 37, исповедныхъ душъ 160; деревня Бояры Савицкiе дворовъ 2, исповедныхъ душъ 8 и дер. Маковиско дворовъ 13, исповедных душъ 40 (ныне не существуютъ); дер. Черняки дворов 30, исповедных душъ 118 (ныне въ Дмитровичскомъ приходе); дер. Робянка дворов 20, исповедных душ 52 (ныне Малоельнянскаго прихода); дер. Леневичи дворовъ 15, исповедныхъ душъ 50 (ныне не существуетъ); дер. Щербово дворовъ 40, исповедныхъ душъ 140: дер. Ступичево дворовъ 26, исповедных душъ 67; дер. Дмитровичи дворовъ 19, исповедныхъ душъ 74 (ныне приход с двумя священниками); дер. Савчицы дворовъ 17, исповедныхъ душъ 70 (ныне не существуетъ); дер. Новицковичи дворовъ 27, исповедных душъ 104 (ныне принадлежитъ Пашукскому приходу); дер. Рани дворов 13, исповедных душъ 43; дер. Замлыны (ныне Замосты) дворовъ 22, исповедных душъ 65. Итого: дворовъ 281, исповедныхъ душъ 988.

   Отсюда видно, что Каменецкiй Христо-Рождественскiй приход был не мал и имел две уволоки земельнаго фундуша. Но в 1797 году церковь съ колокольнею, богадельнею и плебанальными строенiями сгорела во время бывшаго в Каменце пожара, от котораго уцелела драгоценная святыня - чудотворный образъ Божiей Матери с Предвечнымъ на руках Младенцемъ - древнейшей, прекрасной живописи. Вся задняя сторона липовой доски сей иконы обгорела и обуглилась, а самыя лики остались неприкосновенными. Благодарные прихожане - мещане и крестьяне - тогда же в складчину соорудили богатую серебряную, впоследствiи вызолоченную чрезъ огонь ризу - с такими же массивными венцами. Образ сей, после пожара, хранился в Воскресенской церкви, а по закрытiи сего прихода - перенесенъ въ Симеоновскiй храмъ, где и до ныне помещается на горнемъ месте. Народъ особенно чтитъ эту драгоценную святыню.

   Запишемъ для памяти и имена хотя позднейшихъ настоятелей Каменецкаго Христо-Рождественскаго прихода: въ 1768 г. настоятелемъ был о. Iоаннъ Маковельскiй, съ 1768 г. - о. Кондратъ Григоровичъ, съ 1783 года коадъюторомъ былъ о. Василiй Будзилович, съ 1807 г. администраторомъ былъ о. Iоаннъ Токаревскiй, съ 1808 г. - о. Василiй Ситкевичъ; съ 1813 г. - о. Андрей Крупинскiй, съ 1817 г. - о. Николай Яцевичъ и съ 1827 г. - о. Иларiонъ Марьяновичъ.

    На этомъ и кончается скорбная летопись прекратившаго свое самостоятельное существованiе в 1835 году Христо-Рождественскаго въ Каменце прихода съ древнимъ его храмомъ, сгоревшимъ, как сказано выше, в 1797 году." (страницы 15 -18 из исторического очерка).

Священникъ Левъ Паевскiй въ Каменце съ 1894 года.

Паевский Лев Семенович:

археолог, священник в Каменец-Литовске, род. в 1850 г. Изучение архивов бывшего Бельского базилианского монастыря,  Жировицкого (монастырского и училищного) и городского Брестского дало ему много нового материала для истории Западно-Рус. края, который он помещал в "Холмско-Варшавском Епархиальном Вестнике", "Литовских Епархиальных Ведомостях", "Виленском Вестнике", "Гродненских Губернских Ведомостях", "Московских Ведомостях", "Русском Паломнике". Некоторые из этих статей вышли отдельными оттисками. Эти же материалы послужили темой для специальных рефератов Льва Паевского на археологических съездах в Москве, Вильне и Риге.