Stol-Kam Kamenets

ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ:

 

(Перевод на современный шрифт доступный для чтения по репринтному изданию 1893 г.)

Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

1992. ISBN 5-85280-135-6.

 

Правило №1

Епископа да поставляют два или три епископа.

 

Правило №2

Пресвитера и диакона и прочих причетчиков да поставляет един епископ.

 

Правило №3

Аще кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о Жертве, принесет к олтарю иныя некоторыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего либо другаго напиток, или птицы, или некоторыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священнаго чина.

Да не будет же позволено приносити к олтарю что либо иное, разве елей для лампады и фимиам (ладан), во время святаго приношения.

 

Правило №4

Всякаго инаго плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к олтарю. Разумеется же, яко епископ и пресвитеры разделят с диаконами и прочими причетниками.

 

Правило №5

Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковнаго: а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священнаго чина.

(Толкование: Изгнание жены запрещается священным лицам потому, как изъясняет Зонар, что сие казалось бы охуждением супружества. Впрочем воздержание епископов от супружества есть древнее предание, от котораго отступление Шестый Вселенский Собор заметил только в некоторых африканских церквах, и тотчас запретил своим Правилом №12).

 

Правило №6

Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина.

 

Правило №7

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон Святой День Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина.

 

Правило №8

Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из священнаго списка, при совершении приношения, не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения Церковнаго, яко соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшаго приношение наведший подозрение, акибы неправильно совершал.

 

Правило №9

Всех верных входящих в церковь, и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковнаго.

 

Правило №10

Аще кто с отлученным от общения церковнаго помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен.

 

Правило №11

Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам. 

 

Правило №12

Аще кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковнаго, или недостойный приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной Граматы: да будет отлучен и приявший и приятый.

 

Правило №13

Аще же будет отлученный: да продолжится ему отлучение, яко солгавшему и обманувшему Церковь Божию.

 

Правило №14

Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословенная, сие творити его понуждающая, яко могущаго большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению.

 

Правило №15

Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отидет, и совсем переместяся, в другом жити будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа, призывающаго его к возвращению, не послушал. Аще же останется в сем безчинии: яко мирянин, в общении да будет.

 

Правило №16

Аще же епископ, у котораго таковым быти случится, в ничто вменив определенное им запрещение служения, приимет их яко членов клира: да будет отлучен, яко учитель безчиния.

 

Правило №17

Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина.

 

Правило №18

Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина.

 

Правило №19

Имевший в супружестве двух сестер. или племянницу, не может быти в клире.

(Сие апостольское правило постановлено для тех. которые, в таковое супружество вступив еще в язычестве, оставались в сем незаконном сожитии некоторое время и после крещения. А которые по крещении не оставались более в таком супружеском сожитии: те по Правилу 35 св. Феофила Александрийскаго могут быть терпимы в клире: потому что грех языческаго жития очищен святым Крещением).

 

Правило №20

Кто из клира даст себя порукою за кого либо, да будет извержен.

 

Правило №21

Скопец, аще от человеческаго насилия таковым соделан, или в гонении мужеских членов лишен, или тако рожден, и аще достоин, да будет епископ.

 

Правило №22

Сам себе скопивший, да не будет принят в клир. Самоубийца бо есть, и враг Божия создания.

 

Правило №23

Аще кто от клира скопит себе самаго: да будет извержен. Ибо убийца есть самаго себе.

 

Правило №24

Мирянин. себе самаго скопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо наветник есть своея жизни.

 

Правило №25

Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. ибо писание глаголет: не отмстиши дважды за едино (Наум.1:9). Такожде и прочии причетники.

 

Правило №26

Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы.

 

Правило №27

Повелеваем епископа, или пресвитера. или диакона. биющаго верных согрешающих. или неверных обидевших. и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо господь нас сему не учил: напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1-е Петр: 2:23).

 

Правило №28

Аще кто. епископ. или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения. некогда ему порученнаго: таковый совсем да отсечется от церкви.

 

Правило №29

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв Петром.

 

Правило №30

Аще который епископ. мирских начальников употребив, через них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним.

 

Правило №31

Аще который пресвитер. презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет. и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира. к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковнаго. И сие да будет по едином, и втором, и третьем увещании от епископа.

 

Правило №32

Аще который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его: разве когда случится умерети епископу отлучившему его.

 

Правило №33

Не принимати никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительныя граматы: и когда оная предъявлена будет, да разсудят о них: и аще будут проповедники благочестия, да приемлются: аще ли ни, подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом.

 

Правило №34

Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух.

 

Правило №35

Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные, или села: да будет извержен и он, и поставлении от него.

 

Правило №36

Аще кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе, ему порученнаго: да будет отлучен, доколе не приимет онаго. Такожде и пресвитер и диакон. Аще же пойдет туда. и не будет принят, не по своей воле, но по злобе народа: он да пребывает епископ, клир же града того да будет отлучен за то, что таковаго непокориваго народа не учили.

 

Правило №37

Дважды в году да бывает собор епископов, и да разсуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковныя прекословия. В первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы: а во вторый, октября во вторыйнадесять день.

 (После по особым причинам назначаемы были другия времена для соборов. См. Первый Вселенский собор Правило №5. Шестой Вселенский собор Правило №8).

 

Правило №38

Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу. Но не позволительно ему присваивать что либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу. Аще же суть неимущие, да подает им, яко неимущим: но под сим предлогом да не продает принадлежащего церкви.

 

Правило №39

Пресвитеры и диаконы, без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и Он воздаст ответ о душах их.

 

Правило №40

Ясно известно да будет собственное имение епископа (естли он имеет собственное), и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хощет, и как хощет, дабы под видом церковнаго не было растрачено имение епископа, имеющаго иногда жену и детей, или сродников, или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеки, дабы и церковь не претерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископскаго: и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема безславием.

 

Правило №41

Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Аще бо драгоценныя человеческия души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением: такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимыя нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, да служащий олтарю, от олтаря питаются: якоже и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.

 

Правило №42

Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.

 

Правило №43

Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне.

 

Правило №44

Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен.

 

Правило №45

Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен.

 

Правило №46

Епископа, или пресвитера, приявших жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христа с велиаром; или какая часть верному с неверным (2-е Кор.6:15).

(Сие Апостольское Правило относится к еретикам, каковые были в апостольские времена, повреждающим главные догматы о Боге Отце и Сыне и Святом Духе, и о воплощении Сына Божия. о других родах еретиков дальнейшия постановления представляют следующия Правила: Перв. Вселен. Собор. Прав. №19. лаодик. №7, №8. Шест. Вселен. №95. Васил. Вел. №47.

 

Правило №47

Епископ или пресвитер, аще по истине имеющаго крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненнаго не окрестит: да будет извержен, яко посмевающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

 

Правило №48

Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет отлучен.

 

Правило №49

Аще кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен.

 

Правило №50

Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единаго тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рекл Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Правило №51

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкви. Такожде и мирянин.

 

Правило №52

Аще кто, епископ, или пресвитер, обрящающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священнаго чина. опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Луки: 15:7).

 

Правило №53

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяс и вина, гнушаяся, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, яко сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим.

 

Правило №54

Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да  отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостиннице отдыхает.

 

Правило №55

Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Князю бо людей твоих да не речеши зла (Деян.23:5).

 

Правило №56

Аще кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковнаго.

 

Правило №57

Аще кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется: да будет отлучен. Такожде и мирянин.

 

Правило №58

Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людех. и не учащий их благочестию. да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен.

 

Правило №59

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребнаго: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего.

 

Правило №60

Аще кто подложныя книги нечестивых, аки святыя в церкви оглашает. ко вреду народа и клира: да будет извержен.

 

Правило №61

Аще верный обвиняем будет в любодействе, или прелюбодействе. или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.

 

Правило №62

аще кто из клира, устрашась человека иудея, или еллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Аще же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен от клира. Аще же покается: да будет принят, яко мирянин.

 

Правило №63

Аще кто епископ. или пресвитер. или диакон, или вообще из священнаго чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил (Деян. 15:29). Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен.

 

Правило №64

Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в День Господень, или в субботу кроме единыя токмо (Великия Субботы): да будет извержен. аще же мирянин, да будет отлучен.

(Степень разрешения Поста, во дни воскресный и субботний, определяется в Церковном Уставе, и состоит  обыкновенно в том. что разрешается вино, елей и принятие пищи по литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня).

 

Правило №65

Аще кто из клира, или мирянин. в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен. и отлучен от общения церковнаго.

 

Правило №66

Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за продерзость свою. Аще же мирянин сие сотворит: да будет отлучен.

 

Правило №67

Аще кто деву необрученную насиловав имеет: да будет отлучен от общения церковнаго. не позволяти же ему брать иную: но должен удержать ту, которую избрал, аще бы и убога была.

 

Правило №68

Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого либо второе рукоположение: да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивший: РАЗВЕ АЩЕ ДОСТОВЕРНО ИЗВЕСТНО БУДЕТ, ЧТО ОТ ЕРЕТИКОВ ИМЕЕТ РУКОПОЛОЖЕНИЕ. ИБО КРЕЩЕННЫМ, ИЛИ РУКОПОЛОЖЕННЫМ, ИЛИ РУКОПОЛОЖЕННЫМ ОТ ТАКОВЫХ, НИ ВЕРНЫМИ. НИ СЛУЖИТЕЛЯМИ ЦЕРКВИ БЫТИ НЕ ВОЗМОЖНО.

 

Правило №69

Аще кто, епископ, или пресвитер. или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою. или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.

 

Правило №70

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки. или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин6 да будет отлучен.

 

Правило №71

Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую. в их праздники, или возжжет свещу: да будет отлучен от общения церковнаго.

 

Правило №72

Аще кто из причта, или мирянин, из святыя церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковнаго, и пятерицею да приложит к тому, что взял.

 

Правило №73

Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением.

 

Правило №74

епископ. от людей вероятия достойных обвиняемый в чем либо, необходимо сам должен быть призван епископами: и аще предстанет и признается, или обличен будет6 да определится епитимия. Аще же зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Аще же и тако не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Аще и сего не уважая, не предстанет: собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, да не мнится выгоду имети, бегая от суда.

 

Правило №75

во свидетельство против епископа не приимати еретика: но и вернаго единаго не довольно. На устах бо двоих, или триех свидетелей твердо станет всяк глагол (Матф.:18:16).

 

Правило №76

Яко не подобает епископу, из угождения брату, или сыну, или иному сроднику, поставляти в достоинство епископа, кого хощет. ибо несть праведно творити наследников епископства, и собственность божию даяти в дар человеческому пристрастию. не должно бо церковь божию под власть наследников поставляти. Аще же кто сие сотворит: поставление да будет недействительно, сам же отлучением наказан да будет.

 

Правило №77

аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна.

 

Правило №78

Глухий же. и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных.

 

Правило №79

аще кто демона имеет6 да не будет принят в клир. но ниже с верными да молится. освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир.

 

Правило №80

от языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.

 

Правило №81

Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления. но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити. или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди (Матф. 6:24).

 

Правило №82

не позволяем в клир производити рабов, без согласия господ. к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит разстройство в домах. аще же когда раб и достоин явится поставления в степень церковную, каковым явился и наш онисим. и господие соизволят, и освободят, и из дому отпустят: да будет произведен.

 

Правило №83

Епископ, или пресвитер. или диакон. в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть. римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священнаго чина. ибо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф:22:21).

 

Правило №84

Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священнаго чина: аще же мирянин. да будет отлучен от общения церковнаго.

 

Правило №85

Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, ветхаго завета, Моисеовых пять: Бытия, исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина едина. Судей едина. Царств четыре. паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Есфирь едина. Маккавейских три. Иова едина. псалтирь едина. Соломоновы три: притчи. Екклесиаст, Песнь песней. пророков дванадесять. Исаии едина. Иеремии едина. Иезекииля едина. Едина Даниила. Сверх же сего вам да присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали Премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Новаго Завета, Евангелия четыре: Матфеа, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четыренадесять. петра послания два. Иоанна три. Иакова едино. Иуды едино. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченныя в осми книгах, (которых не подобает обнародовати пред всеми ради того, что в них таинственно), и деяния наши апостольския.

 (Относительно постановлений апостольских, написанных Климентом, время и провидение Божие открыли нужду в новом Правиле, которое есть №2 Шестаго Вселенскаго Собора. Указание священных и для церковнаго чтения назначенных книг содержат еще следующия Правила: Лаодик. Собор. 7. Карф. 33. Также св. Афанас. празд. посл. 39, и стихи св. Григор. Богосл. и св. Амфилохия).

 

 

ПРАВИЛА СВЯТЫХ ОТЕЦ (ИЗБРАННЫЕ):

 

ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО НИКЕЙСКОГО СОБОРА

 

ПРАВИЛО №9:

Аще некоторые без испытания произведены в пресвитеры, или хотя при испытании исповедали свои грехи, но, после их исповедания, противу Правила подвиглись человеки, и возложили на них руки: таковых Правило (см. Апостольское № 25) не допускает до священнослужения. Ибо кафолическая церковь непременно требует непорочности (см. 1-е Тимофею:3:2).

 

ПРАВИЛО №10:

Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы Правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина.

 

ПРАВИЛО №15:

По причине многих смятений и происходящих неустройств, заблагоразсуждено совершенно прекратити обычай, вопреки Апостольскому Правилу обретшийся в некоторых местах: дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон. Аще же кто, по сем определении святаго и великаго Собора, таковое что либо предприимет, или допустит сделать с собою таковое дело: распоряжение да будет совершенно недействительно, и перешедший да будет возвращен в церковь, к которой рукоположен во епископа, или пресвитера, или диакона.

 

ПРАВИЛО №16:

Аще которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха Божия пред очами не имея, и церковнаго Правила (см. Апостольское №15) не зная, удалятся от собственной церкви: таковые отнюдь не должны быти приемлемы в другой церкви: и надлежит всякое понуждение противу их употребити, да возвратятся в свои приходы: или, аще останутся упорными, подобает им чуждым быти общения. Такожде, аще кто дерзнет принадлежащаго ведомству другаго восхитити, и в своей церкви рукоположити, без согласия собственнаго епископа, от котораго уклонился причисленный к клиру: недействительно да будет рукоположение.

 

ПРАВИЛО №17:

Понеже многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву (см. Псалом 14:5): и, давая в долг, требуют сотых, судил святый и великий Собор, чтобы, аще кто. после сего определения, обрящется взимающий рост с даннаго в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половиннаго роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, таковый был извергаем из клира, и чужд духовнаго сословия.

 

 

ШЕСТОГО ВСЕЛЕНСКОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО СОБОРА

 

ПРАВИЛО №9:

Никакому клирику не позволяется содержати корчемницу. ибо аще не позволено таковому входити в корчемницу, то кольми паче служити в оной другим. и упражнятися в том, что ему не прилично. Аще же кто что либо таковое соделает: или да престанет, или да будет извержен.

 

ПРАВИЛО №10:

Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы, или так именуемыя сотыя, или да престанет, или да будет извержен.

 

ПРАВИЛО №11:

Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыеиудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

 

ПРАВИЛО №14:

Правило святых и богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти (30) лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. ибо господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учити. подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет, и диаконисса прежде четыредесяти лет да не поставляется.

 

ПРАВИЛО №21:

Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных Правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Аще же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мир жизни небесной.

 

ПРАВИЛО №22:

Во епископы, или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергати, такожде и тех, коими они поставлены.

 

ПРАВИЛО №24:

Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению. да востанет. и тотчас да удалится6 ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.

 

ПРАВИЛО №27:

Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие: на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения.

 

ПРАВИЛО №57:

Не подобает приносити ко олтарю мед и млеко.

 

ПРАВИЛО №69:

Никому из всех принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.

 

ПРАВИЛО №71:

Не позволительно женам. во время божественныя Литургии глаголати, но, по слову апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет.Аще ли же чесом научатися хотят: в доме своих мужей да вопрошают (1-е Кор.14:34-35).

 

ПРАВИЛО №73:

Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати.

 

ПРАВИЛО №76:

Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо спаситель наш и Бог, житием своим во плоти поучая нас повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он  и пеняжникам разсыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоанн: 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен.

 

ПРАВИЛО №77:

Не должно священнослужителям или причетникам, или инокам мытися в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Аще же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

 

 

ПРАВИЛА СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО НИКЕЙСКОГО СОБОРА:

 

ПРАВИЛО №3:

Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет не действительно по Апостольскому Правилу №30, которое глаголет: аже который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть, да будет извержен, и отлучен, и все сообщающиеся с ним. Ибо имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, якоже святых отец в Никеи определено в Правиле №4, которое глаголет: епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам: аще же сие не удобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: то по крайней мере три вкупе да соберутся, а отсутствующие да приимут участие в избрании, и изъявят согласие посредством грамат, и тогда творити поставление, Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту.

 

ПРАВИЛО №12:

Аще кто, епископ, или игумен, окажется что либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдание, - по Правилу святых Апостолов, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвояти что либо из оных, или  сродникам своим дарити принадлежащее Богу: аще же суть неимущие, да подает им яко неимущим, но под сим предлогом, да не продает принадлежащего церкви (Апостольское Правило №38). Аще поставляют в предлог, что земля причиняет убыток, и никакой пользы не доставляет: то и в сем случае не отдавати поля местным начальникам, но клирикам или земледельцам. Аще же употреблять лукавый оборот, и властелин перекупит землю у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна, и проданное да будет возвращено епископии, или монастырю: а епископ, или игумен. тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали.

 

 

 

НЕОКЕСАРИЙСКОГО СВЯТОГО ПОМЕСТНОГО СОБОРА:

 

ПРАВИЛО №11:

Во пресвитера прежде тридесяти (30) лет , аще и по всему достойный человек, да не поставляется: но да оставится в ожидании. Ибо Господь иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учити.

 

 

ЛАОДИКИЙСКОГО СВЯТОГО

ПОМЕСТНОГО СОБОРА:

 

ПРАВИЛО №36:

Не подобает освященным или причетникам, быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища, которыя суть узы душ их. Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви.

 

ПРАВИЛО №44:

Не подобает жене в олтарь входити.

 

ПРАВИЛО №53:

Не подобает христианам, на браки ходящим, скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам.

 

ПРАВИЛО № 55:

Не подобает освященным, или причетникам, слагаяся, делати пиршества, ни даже мирянам.

 

ПРАВИЛО №59:

Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенныя Правилом, но токмо в Правилах означенныя книги Ветхаго и Новаго Завета.

 

 

СВЯТАГО ПЕТРА АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКАГО:

 

ПРАВИЛО №4:

А совершенно отчаявшимся и нераскаянным, и стяжавшим непременяемую кожу ефиоплянина и пестроту рыси, да изречется приговор о другой смоковнице: да николиже от тебе плода будет во веки (Матф:21:19): почему она тотчас и засохла. Исполняется на них и реченное Екклисиастом: развращенное не может украситися, и лишение не может изчислитися (Еккл.:1:15). Ибо не возможно развращенному украситися, аще не будет оно прежде исправлено, и не возможно изчислити лишения, аще не будет оно прежде восполнено. Почему и наконец случитсяс ними реченное пророком Исаиею: и узрят трупы человеков преступивших Мне. Червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет: и будут в позор всякой плоти (Исаии: 66:24). Ибо, как и еще от него предречено: неправеднии же тако возволнуются. и почити не возмогут. Несть радоватися нечестивым, рече Бог (Исаии: 57:20-21).

Стояние за Истину
Официальный сайт Казанской епархии
Страничка Константина Гордеева: журнал Первый и Последний
Каменец и окрестности