Stol-Kam Kamenets

В. И. Даль

Толковый словарь живого великорусского языка АПОСТАSИЯ

ж. греч. ересь раскол, отщепенство, отступление от догматов, от принятых, основных положений исповедания. Апостат м. апостатка ж. еретик, раскольник; отщепенец, вероотступник; ренегат - вероизменник, веропредатель.

 

Единожды Причастившись - мы имеем неотъемлемый драгоценный Плод. (Св. Феофан Затворник).

ВАЖНЫЙ ВОПРОС К «N-…-ОМУ ПАСТЫРЮ»

ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА:

«СКОЛЬКО ГРАДУСОВ СПИРТА

«ДОПУСКАЮТ» в Кровь Христа Спасителя?»

 

14 августа 2007 г., в Праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в День памяти семи мучеников Маккавеев - ревнителей благочестия, на церковном погосте совершилось обращение к пастырю, в присутствии двух благочестивых свидетелей, которые подтвердили важность следующего вопроса: «Соответствует ли статус крепленого вина «кагор» (в котором 16 % спирта) статусу богослужебного? (Известно, что Таинство совершается только на красном натуральном виноградном СУХОМ вине. А если вино не натуральное (т.е. НЕ СУХОЕ), то никакое Таинство - не совершается!)»

Вместо ожидаемого ответа, пастырь начал проповедовать о непогрешимости Православной веры, будто бы он встретил коварных раскольников, внёсших своим не «жданным» вопросом - раскол и нестроение в постсоветскую Церковь. Но, так и не ответив по существу вопроса, он пообещал, что позже - посоветуется со своим почтенным и много-мудрым старцем, который вскоре и легко разрешит все вопросы сполна…

 

…прошло 3 месяца, в течение которых совершалось «ТАИНСТВО» ожидания пастырского ответа…

 

18 ноября 2007 года, после воскресной «службы» в честь всех святых безсребреников, вновь был задан тому же пастырю всё тот же насущный вопрос - уже во второй раз (ибо он сам не соблаговолил об этом "пустячке" вспомнить).

Пастырь ответил: «А… просто у меня тот батюшка заболел немножко. В больницу попал. Там у него аппендицит вырезали… просто не было у него возможности поискать, но я ему напомню…»

Проситель уточнил: «Значит так и «совершается» у вас таинство на «кагоре» обычном - креплёном (в котором содержится 16 % спирта)? Да?»

Пастырь: «Ну конечно! Никто его не отменял ещё !»

Проситель: «Но ведь «кагор» в Почаево, кстати, обладает крепостью - 12 % спирта!»

Пастырь: «Ну… Не знаю. Просто нам с Почаева привозят - там тоже 16 % написано!»

Проситель: «Но вы получаете - в епархии ?»

Пастырь: «Э… ну да… в епархии… там… привозят с Москвы...»

Проситель: «Понятно. Значит вино у вас, как-бы, такой ГОСТ имеет: 16 % спирта и 160г/дмі сахара?»

Пастырь: «Да, да, да !»

Проситель: «Понятно. Хочу вам рассказать, что в 1902 году в Москве проходил Первый Всероссийский Собор виноградарей, виноделов и священнослужителей для уточнения всех вопросов, связанных с производством и использованием вина. И на этом Соборе подтвердили 2 типа церковного вина: первый тип - СУХОЕ для богослужения, а второй тип для вне-храмового потребления - сухое, а также и КРЕПЛЕНОЕ.»

Пастырь: «Не… ну, ясно!... Там они… что там подтвердили - это одно, но это Собором церковным установлено, что именно это вино надо?...»

Проситель: «Там было подтверждено о двух типах церковного вина: первый - для богослужения, а второй - для использования вне храма!»

Пастырь: «Не! Ну, они там могут решать, понимаете ли, что хотите, но если Собор церковный, понимаете ли, епископов, церковный, Вселенский, так сказать, всё это утвердил, это значит - это имеет силу!»

Проситель: «Если сказано, что ОНИ ПОДТВЕРДИЛИ, следовательно - это уже было принятое Решение, - я так понимаю!»

Пастырь: «Ну, как это подтвердили? Они, может быть, просто сказали: «Ну да, это действительно так, и на этом можно служить! То есть, нужен Документ, понимаете, Указ какой-то, Собора такого-то… что такое вино только употреблять в церкви, вот тогда и …»

Проситель: «Надеюсь и на вашу помощь в поиске Документа, это очень важно для всех христиан…»

 

...в смиренном ожидании пастырского внимания прошло еще почти 5 месяцев...

 

12 апреля 2008 г., в субботу праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, вопрос был задан в третий раз.

Проситель: «…по поводу вина - ничего не изменилось у вас?...»

Пастырь: «Батюшка заболел немножко...»

Проситель: «Пол-года он уже «немножко» болеет ?…»

Пастырь: «Не, ну, там были у него другие проблемы… аппендицит вырезали, а потом - нема кали этим заниматься!»

Проситель: «Понимаете, интересно что Дмитрий Иванович Менделеев ещё в 1862 году написал про алкоголь такие данные, что вино натуральное виноградное, выращенное в самых южных странах - никогда не содержит в себе более 14 % алкоголя, т.е. спирта. Следовательно, из наших районированных сортов винограда невозможно получить натурального вина, крепостью более 12 % спирта.»

Пастырь: «Ну, то вы же говорили, что оно 12 % не может быть. А уже 14 % - стало.»

Проситель: «У нас вопрос изначально стоял о том, что 16% спирта в Крови Христа - не может быть!»

Пастырь: «Нет, вы говорили, что - 12 % ...»

Проситель: «Разговор был о районированных сортах, а в данный момент мы имеем принципиальный разговор о «богослужебном» вине кагор, содержащем 16 % спирта и 160г/дмі сахара !»

Пастырь: « Вот видите, - уже можно стало!... И 14 % спирта, значит - можно и 16 % спирта!... Значит - может быть и 18 % спирта… Понимаете…»

Проситель: «Нет! 16 % и 18 % спирта - быть не может!»

Пастырь: «Не, ну 16 % - мне люди говорили, что ездили на юг, а там те, кто вином занимаются - умеют делать очень крепкие вина.»

Проситель: « Я читал про эти технологии, но это уже - не натуральное вино. Суть в том, что натурального вина, крепче 14 % спирта (согласно утверждению Д.И.Менделеева) быть не может.»

Пастырь: «Сейчас - всё может !»

Проситель: « Если добавляется сахар или спирт, то это уже не натуральное вино, а сикера. А третье Апостольское Правило гласит: «Аще …священник принесёт в Алтарь что-либо не относящееся к богослужению, либо вместо вина что-либо иное (а крепленый сикер - это уже не вино, а то самое - «что-либо иное»), то должен быть извержен из священного чина! Потому всех алкоголиков в рясах, пьющих в алтаре крепленый сикер-кагор - должно извергнуть…»

Пастырь: «Что вы считаете, что триста лет назад тоже служили неправильно?»

Проситель: «Нет, я не считаю триста лет. Меня интересует: чем причащал Сам Господь? А Он причащал на натуральном вине. Вот даже такое сопоставьте: вы причащаете младенцев на сороковой день после их рождения. Одно дело - когда это вино натуральное: пускай оно будет максимум 12 % спирта. Причем, епископ Киприан Карфагенский говорит так, что: «Необходимо вино при совершении таинства растворять в воде. Следовательно: в воде растворяется то, что имеет меньшую часть по отношению к воде. А если бы было наоборот, то нужно было бы воду растворять в вине... Понимаете?»

Пастырь: «Хорошо, когда вы её растворяете в воде?»

Проситель: «Кто?...»

Пастырь: «Киприан Карфагенский.»

Проситель: «Я не помню точно. Но по сути дела, меня интересуют вот эти слова, сказанные им, что именно вино следует растворять в воде. Следовательно, по логике, меньшее принято растворять в большем, а не наоборот! В эти слова необходимо вдуматься, в их смысл…»

Пастырь: « Не, ну… у нас вино, мы растворяем - один к трём, то есть: три части вина и одна часть воды. То есть: три ковшика вина и один ковшик воды.»

Проситель: «Следовательно, если подсчитать по процентам, то от 16 % спирта получается…»

Пастырь: « На процентов 20 - меньше…»

Проситель: « Следовательно. Не менее 10 % спирта - остаётся в чаше. Во всяком случае - не меньше ! И вот смотрите, что получается: приносят к вам младенчика, а ему всего 40 дней. В послании галатам: 5:9, сказаны такие слова: «Малая закваска заквашивает всё тесто». Правильно? …То же, Господь сказал, что: «Неверный в малом - неверный во всём!» Малая часть имеет для христианства очень большое значение.»

Пастырь: «Ну, хорошо, а к чему это вы… это ведёте, что значит…младенцы?…»

Проситель: «И вот, если допустим, что этот младенчик, допустим, причастился бы натуральным вином (без добавления спирта, потому что спирт - это яд, это алкогольный наркотик), а вино должно бы быть растворено в воде до 4-5 % алкоголя, что и было принято в древней цивилизованной греческой культуре во время земной Жизни Христа-Спасителя, но не до 12 % алкоголя, что практикуется у еретиков…)»

Пастырь: « Не, ну так спирт же всё равно есть, понимаете…»

Проситель: « Но в натуральном вине - натуральный спирт.»

Пастырь: « А спирт какой вы думаете добавляют? Он же не искусственный, а тоже натуральный…»

Проситель: « Но он же не родной именно этому вину. Он в нем не натурально образовался, а добавлен искусственно.»

Пастырь: « Не, не, ну вы так говорите… Так могут же из этого же вина сделать спирт и в него же обратно добавить…»

Проситель: «Это то же самое, если от одного родственника оторвать ногу, и пришить её другому, чтобы тот имел три ноги. А потом говорить, что так и было, и всё натурально. Вот сейчас идёт развитие таких технологий, о которых говорят, что будто бы современные ученые и врачи научились делать то, до чего даже Бог не мог додуматься. Несчастные, они преступили заповедь: «Не пожелай имения ближнего…».

А ведь грехом является стремление быть умнее Бога. Потому и научились утилизировать человеческие трупы и делать из людей запчасти, которыми оскорбляется и Бог и люди. Получается, что вино "несовершенно" и его также надо усовершенствовать? Следуя этой логике, Кровь Христова считается - "неполноценной", а значит её необходимо искусственно улучшать, добавляя спирт, сахар, консерванты, ароматизаторы, наркотики и прочее. А я просто веду к тому, что одно дело, когда ребеночка причащают натуральным вином (т.е. Кровью Христа Спасителя), растворенным в воде, а не в перенасыщенном…»

Пастырь: « А мы что, причащаем искусственным вином, что-ли ?»

Проситель: « Получается, что оно - с добавлением искусственных компонентов...»

Пастырь: « А вот, хорошо, хорошо… А откуда вы знаете, что это вино… Мы же его сами не делаем это вино. Откуда вы знаете, что оно искусственное ?»

Проситель: « Да уже факт того, что оно содержит 16% спирта, а не 12 % - это говорит об этом. Натурального вина, в котором 16 % спирта - в природе не существует !»

Пастырь: «Так вы же говорили, что 14% вино - можно делать… У Менделеева!»

Проситель: «Можно ! Да, можно, но у нас же берутся не африканские сорта вин, а крымские. А крымское натуральное - не может иметь более 12% спирта, в отличие от африканского. Вот о чём идет речь.»

Пастырь: « Ну вы вино делали когда-нибудь ?»

Проситель: « Делал. Да.»

Пастырь: « Вот и у меня есть люди, которые занимаются виноделием. Они говорят, что можно сделать даже в наших условиях, без всяких добавок, без ничего - и оно будет 16 градусов…»

Проситель: « Вы мне скажите имя этого конкретного человека, а я с ним при возможности побеседую. Потому, что с тем батюшкой не получилось пообщаться, ведь он - заболел - «немножко» аппендицит… Короче, нужны конкретные факты. А так - это всё абстракция, разговор о «чудесах» виртуального мира. Есть ли у вас такой человек ?»

Пастырь: « Ну вот… этот батюшка ! Он говорил, что у него…»

Проситель: «А кроме этого батюшки, есть ещё кто-то ?»

Пастырь: « Ал-лё-лё-ё-ё...» (…в мобильный телефон ...)

Проситель: « Может быть, этого «батюшку» за его эксперименты с вином, Господь так и наказал. Аппендицит - это наказание за магию. А Кровь Христова - это по сути то, на чём Стоит вся наша Церковь. Это - Опора Веры.»

Пастырь: « Да.»

Проситель: « Если к этому относиться непринципиально, то это уже не христианство.»

Пастырь: « Нет, но вы тоже… А как, когда были мученики в лагерях, они на черничном соке служили, то они что?...»

Проситель: « Нет, конечно! Таинство не совершается! Требования, которые предъявляет Православная Церковь к церковному вину, основаны на каноническом Праве и традициях. Так, для совершения Святого Таинства Святой Евхаристии по канонам Святой православной Церкви используется именно и только:

«... вино от плода лозного, сие есть из гроздов винной лозы источенное. Подобает сему вину свойственный иметь вкус и обоняние, и к питию приемное и чистое быти. Вино же не суть, и быть не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сие яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные сим подобные. Аще же кто дерзает, кроме самого виноградного вина, на иных водах и соках, или вино кислотию во оцет претворится, или с чем смешано будет, никако же Таинство не совершит... Христос сказал: «Аз есмь лоза истинная» (Ин.: 15: 1). А Дух Святой не может быть назван алкоголем. Алкоголь является духом искушения и обольщения. Следовательно: Дух Святой не в спирте.»

Пастырь: «Не, ну а так, в чем тогда проблемы какие-то, если Он не в спирте? Так какая разница, сколько там градусов?»

Проситель: «Так, Дух Святой не в спирте. Значит, в лишнем спирте может быть - дух нечистый.»

Пастырь: «Ясно, вы в общем, сами запутались!...»

Проситель: «Нет, не я запутался !»

Пастырь: «Потому что вы говорите, что Святой Дух не в спирте. Так, какая разница тогда, сколько там градусов? Ведь Дух Божий - Он везде может быть. Он может быть и в 30є спирта, и в 10є спирта, и он там будет! Понимаете ?»

Проситель: «Но Кровь Христова никогда не будет иметь 30є спирта.»

Пастырь: «Согласен, 30є спирта она не будет…»

Проситель: «И 16 % спирта она не будет.»

Пастырь: «Нет! Будет - 16є спирта, и 14є спирта - будет, вы же сами говорили. Раньше вы спорили, что больше 12 % спирта - она быть не может, а сейчас говорите, что 14 % - уже может быть!»

Проситель: «На сегодняшний день мы уточнили инфорацию по алкоголю, а тогда у нас имелась только информация от Владимира Георгиевича Жданова, о местных районированных сортах винограда, а сегодня мы получили доступ к трудам Д.И.Менделеева.»

Пастырь: «Сейчас, еще может кто-то найти другого там какого-то, и можно будет услышать, что может быть и 16є спирта…»

Проситель: «Нет, уже другого не найдешь. Я думаю, что если вам уже Дмитрий Иванович Менделеев - не авторитет, то я не знаю, что и думать…»

Пастырь: «Нет, он авторитет, но это не значит, что если он сказал, что не может, и это уже всё, это - будто бы Аксиома.»

Проситель: «А позиция церкви, что вино должно быть только натуральное - тоже Аксиома?... Поэтому, если возможно вам всё-таки уточнить по этому вопросу, то пожалуйста, помогите…»

Пастырь: «Просто я забываю … ему… этому человеку… этому батюшке…»

Проситель: «Думаю, что если бы он помог в этом вопросе, то Господь бы его тогда помиловал, он бы поскорее исцелился бы, ведь это касается Крови Божьей - важнейшего Таинства, ВАЖНЕЙШЕГО !...»

Пастырь: «Нет, понимаете, никто в этом не видит Проблемы, кроме вас. То есть, люди все нормально к этому относятся, а для вас это всё уже, это если…»

Проситель: «Людям безразличным - всё безразлично !...»

Пастырь: «Батюшка, он если бы это действительно для него была важная проблема жизни и смерти, то конечно бы он действительно нашел бы всё это…»

Проситель: «Думаю, что Кровь Христова - это проблема Жизни и Смерти.»

Пастырь: «Ну, это проблема Жизни и Смерти, но для вас она совсем в другом - она в градусах …»

Проситель: «Нет, для меня она не в градусах, а в чистоте. В чистоте Крови Иисуса Христа ! А если что-либо в вино добавлено - то это уже не Кровь Христова, но кровь антихриста…»

Пастырь: «Ну, хорошо, Кровь Христа - с какого сорта винограда?»

Проситель: «По церковным канонам, церковным вином принято считать виноград типа «Кагор» и «бени Карло».

Пастырь: «Так что, сорт Спасителя - из какого винограда ? Когда он претворил вино, то оно из какого сорта было.»

Проситель: « Во-первых, оно было - красное натуральное. Не белое крашеное, а именно - красное.»

Пастырь: « А сорт какой там был ?»

Проситель: « Вы мне задаёте, простите, интересный вопрос…»

Пастырь: « Так, вы мне тоже интересный вопрос задаёте…»

Проситель: « Я вам вопрос задаю - по теме, а этот вопрос, он собственно говоря, не касается такой принципиальности.»

Пастырь: «Ну, и этот тоже - не касается никакой принципиальсти…»

Проситель: « Если вы ТАК считаете, то это ваше право…»

Пастырь: «Потому, что вы придрались к градусам, а Я хочу придраться к сорту: какой сорт там был ?»

Проситель: «Это ваше право…»

Пастырь: «Почему мы служили не на том сорте, а именно на том, какой нам дают.»

Проситель: «А кто вам даёт ?»

Пастырь: «Ну, кто... ? Епархия даёт…»

(Справка: термин "Епархия" переводится как "Провинция", т.е. должник, а термин "Процент спирта" отличается от термина

 "Градус спирта".)

 

... минули 36 дней... Воскресенье 4-е по Пасхе, о расслабленном. Празднование Иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" 18 мая 2008 г.(нов.ст.), после окончания церковного богослужения, прямо в храме совершилась очередная встреча Просителя с Пастырем :

Проситель вновь обращается к Пастырю с вопросом: «Как там здоровье того батюшки, вашего старца? Не изменилось ничего?...»

Пастырь: «... он - не старец. Просто некогда сейчас было... Я могу показать, мне дали про растения книжку . Она называется "Урожайные сотки", - там есть, как вино делать! Там какой-то винодел, не знаю, - он для вас может не авторитет будет, он там такой, типа ... э... ну... самоделкин, так скажем! Ну, такой вот - любитель... И вот он там пишет, что там вот 16 градусов можно в наших условиях даже сделать. Пишет. Ну, не знаю, вам может быть он не авторитет...».

Проситель: «А что за автор?»

Пастырь: « Ну, какой-то человек... такой, то есть там не учёный... А может и учёный какой-нибудь, но надо посмотреть что там...»

Проситель: «Добре, спасибо! »

Пастырь: «Там он пишет, что 16 градусов,... 14-16 градусов в наших условиях можно сделать...»

Проситель: «Ну, самогоночку у нас "такую" и под 90... - могут выгнать...»

Пастырь: «Фе, нет! О самогонке никто и речь не ведёт...»

Проситель: «Прости, Господи!»                                                                                                               Аминь.

 

***

 

Мир Всем ! Будьте бдительны !

Не всякому духу верьте, но испытывайте !

Не обманывайтесь ! Ибо Бог поругаем не бывает ! Что посеет человек, то и пожнет. Только извращенцы могут бредить, что Пречистая Богородица поила Богомладенца Христа КРЕПЛЕНЫМ вином кагор. Мы же являемся свидетелями того, как младенцев с 40-дневного возраста «ЗАКВАШИВАЮТ» креплёной (16% спирта) ритуальной жижей! Еретики извратили таинство Евхаристии, ибо причащая креплёной сикерой "СВОЁ" стадо, они свидетельствуют о погибели: "Если враг голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья". (Рим.:12:20). Святое Причастие есть богатство неистощимое и всего мира честнее есть Тело и Кровь Божия.

И это великое богатство Господь не только нам даровал, но и повелел неукоснительно и достойно пользоваться им, обещая нескончаемое общение с Собою (Ин.6:51). Ни один человек не хочет причаститься «в суд или во осуждение» (1 Кор. 11, 2930).

Св. Иоанн Златоуст вопрошает: «Кто же, кроме человека совершенно исступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее Таинство?» Цель Литургии - не хлеб и вино преложить в Тело и Кровь Христову, но посредством этих евхаристических Хлеба и Вина людей соделать благочестивым и славным Телом Христовым.

У православных греков по сей день призыв ко Причастию звучит так: «Со страхом Божиим, верою И ЛЮБОВИЮ приступите». Так и надо всем приступать - с любовию ко Господу и ближним, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8), даровавший всем верным Кровь Христа - для Спасения! Но еретики называют Кровью - алкогольную жижу! А Тело Христово, не размышляя о Котором, человек может причаститься во осуждение (1 Кор. 11, 29) - это не только евхаристический Хлеб, но и мы все люди, вместе собранные во Христе (1 Кор. 12, 27; Рим. 12, 5). А значит, приступая к Чаше, нужно думать, прежде всего, не о том, что я вчера ел, все ли я вычитал и все ли сказал на исповеди, а о том, не обидел ли я кого из ближних моих, не оставил ли кого без помощи, кому мог помочь, и т.д. (Ин. 13, 34-35).

«Малая закваска заквашивает всё тесто» (Галатам: 5: 9). Еретики распивая запрещённое пойло в алтаре, служат сатане, который их ногами входит в алтари храмов, а через "лжицы" в их руках - проникает и в обманутые ими души людей.

Только СУХОЕ (т.е. чистое натуральное) вино принимается как Дар Божий! Но сатана - противник Бога и противник Даров Божьих - соблазнил Адама, а так же многих из нас. Ибо диавольский обман не снимает вины с обманутых, которые добровольно допускают в себя обман и принимают нечистоты Диавола вместо Божьего Дара! Люди, будьте бдительны! Бдите, молитесь и трезвитесь! Вместо Духа Святого - вас очаровал дух SPIRITUS !!! Дух Святой дарует трезвенность, но не помрачение сознания !

Все мы должны знать, что ИМЕННО и только ЧИСТОЕ НАТУРАЛЬНОЕ КРАСНОЕ СУХОЕ (т.е. НЕ КРЕПЛЕНОЕ) виноградное ВИНО и именно и только чистый натуральный ХЛЕБ могут по Благодати пресуществиться в Пречистую Кровь и Пречистое Тело Христовы. Ибо, только чистое СУХОЕ вино и чистый хлеб выбраны Самим Христом для Таинства Евхаристии. Но служители диавола переквашивают христиан суррогатами от рогатого. Они вместо Чистой Крови Христовой - употребляют крепленый алкоголем кагор, в который добавлено до 16 % спирта. Сия алкогольная жидкость по церковному называется СИКЕР, ибо нечистая закваска является идеальным средством для взращивания будущих алкоголиков. Дело в том, что, согласно Церковных канонов, тот, кто вместо ЧИСТОГО СУХОГО ВИНА возьмет НЕЧИСТОЕ, тот : «… никако же таинство не совершит », но СОВЕРШИТ ПРЕСТУПЛЕНИЕ против Бога и ГЕНОЦИД против христиан ! Создан конвейер спаивания народа Божьего. Схизматики соблазняют всех оскверняться в храме их нечистой жидкостью, имеющей запредельно недопустимый уровень содержания алкоголя (16 % спирта). Скверную и мертвую жидкость (перенасыщенную спиртом, сахаром и консервантами) они называют «святыней», и призывают, чтобы в их гнусной жрачке пребывала Благодать Святого Духа! Благочестивые православные христиане видят многие безобразия происходящие в храмах Церкви, и хотя они знают - кто есть кто, но очиститься от гнусных бесов возможно только с Божьей помощью, только когда Церковь станет Соборной ! Ибо Высший Орган Церковной Власти - Поместный Собор сегодня практически УПРАЗДНЕН схизматиками в рясах!

 

...ПРОФАНАЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЗАКОНОВ И КАНОНОВ...

 

Ревностные апологеты вероотступничества в РПЦ МП заявили: "Нужно найти мужество и признать на самом высоком уровне, а потом повторять в каждой воскресной школе: каноны мечта о том, какою Церковь должна быть. Мы не живем по ним. И надо объяснять все действия или бездействие Церкви. Иначе любой человек, открыв древние каноны и сравнив с реальностью, найдет право на бунт". Думаете, Кураев оговорился? Нет, он просто повторил слова митрополита Кирилла (Гундяева) на V Международной богословской конференции в середине ноября 2007 года, где тот открыто опроверг святые каноны, заявив что в "современной межхристианской ситуации" запрет о совместном молении "с так называемыми еретиками" (!) не относится...".

 

...ПО ПРИЧИНЕ МНОЖЕСТВА БЕЗЗАКОНИЙ ОСКУДЕЕТ ЛЮБОВЬ...

 

Антихрист истребит таинство св. Причащения - таковы рассуждения и пояснения св. Иоанна Златоуста: антихрист через посланников своих начинает уничтожать жертву истинную, но придет время, когда не только везде, но и в Апостольской церкви на месте святом "введет свою мерзость" и находящиеся в Иудеи истинные христиане да "бежат в горы", предупреждает книга Кирилла Иеросалимского.

Св. отец Феодор Студит на стр. 440, пис. 80-го, т. 2, ч. 2 пишет: "Ибо храм оскверненный еретиками не есть святой храм Божий, но обыкновенный дом, как говорит Василий Великий, так как бывшей при нем ангел присущей каждой Церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом.

Послушай как Сам Он говорит: беззаконник, жряй ми тельца, яко убиваяй пса" (Исаия, 66, 3).

А блаженный Иероним (4. 2, ст. 155, изд. 1912 г.) указывает, что и еретики подражают кротости церковной, но приношение их является не как служение Богу, но как пища для демонов.

Следовательно, св. отцы поучают нас, что храм Божий, оскверненный еретиками, уподобляется простому дому и ангел Господень отступает от него; таинство же причащения, еретиками совершаемое в подражание истинному, является пищей демонов.

Внешнее, чисто театральное действо и поныне совершается под видом таинства причащения лжепастырями, в частности отступниками от древняго благочестия; но, памятуя указания св. отцов Церкви, истинные христиане должны всячески удаляться как от еретиков, так и их измышлений. Ведь еще св. Феодор Студит предостерегал: "А если опять он уклоняется (от причащения) по причине ереси, то это необходимо. Ибо причащение от еретика или явно осужденная) по жизни, отчуждает от Бога и предает дьяволу" (Феодор Студит, том 2, часть1, письмо 58, стр. 323).

Киприан Карфагенский указывает (в письме 56, ч. 1, стр. 316): "И так народ повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не учавствовать в жертвоприношении святотатственнаго священника".

Цитированный выше Феодор Студит пишет в том же 2-м томе: "Как божественный хлеб, котораго причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом противным Христу" (ч. 2, письмо 153, стр. 532).

Не забываем мы предостережения и блаж. Иеронима, в ч. 6-ой своих творений (стр. 78, издание 1905 г.) напоминающего христианам о церкви еретиков, "которая зазывает к себе несмысленнаго умом чтобы обольщенный ею он принимал воровские хлебы и воровскую воду, то есть: ложное таинство".

 

Митрополит Антоний Сурожский пишет, что: «…святой Иустин Философ говорит, что достаточно было бы причаститься один раз в жизни, потому что, как говорит апостол Павел, дары Божии неотъемлемы. Но нам приходится возвращаться к таинствам, потому что мы теряем в своих глубинах то, что там лежит, словно клад. И если нет возможности получить таинство, приобщиться к тем или другим таинствам, то мы можем, как Феофан Затворник говорит, в себя углубиться и приобщиться тому, что нам уже дано, что в нас уже лежит, как драгоценный плод.»

 

***

Спасительно ли св. Причастие?

Необходимо отметить еще одно весьма важное в вопросе о таинстве св. Причащения: в своем даже чистом и неприкосновенном виде оно само по себе спасти человека не может, что и подтверждается ниже приводимыми доказательствами:

"Истиннаго убо в Июде послушествует, яко от пречистою руку Владыки Христа, пресвятыи хлеб приять и абие вниде в он сатана за недостоинство его" (Пр. марта 22, л. 117).

"Приими, рече, хлеб, ему же причастися от мене... Понеже убо Господь даде хлеб Июде, еда како в чувство пришед трапезы хлеба, отступит предания: но Июда не тако известися, тогда же до конца сатанин бысть" (Благ. Евангелие толк. Феофилакта на 45 зач. Еван. Иоанна, л. 222 и 223).

Как убеждаемся - апостол Июда, причастившись непосредственно из рук Самого Спасителя - все же погиб; обращение Христовых слов "прими от Меня хлеб и причастись" и совершение самого таинства причастия, имевшего целью образумить и привести в чувство Июду Искариотского - не удержало последнего от величайшего преступления и собственной погибели.

Следовательно, не причащение имеет силу спасти человека, удержать его от преступления - зависит это прежде всего от самого христианина, распознаваемого по образу его жизни, по добрым делам, но не по тому признаку - причащается ли он, как об этом учит и нас св. Иоанн Златоуст.

"Не подобает бо верному от причащения святых тайн познаватися, но от изряднаго жития и дела благоприятнаго" (Благ. Еванг. в предисловии от Матфея, нравоучен. Иоанна Злат., л. 24).

Разбойник, распятый со Христом и считавшийся отчаявшимся грешником, был введен Спасителем в рай, хотя, конечно, в течении своей многогрешной жизни никогда не причащался; об этом говорит св. Ефрем Сирин:

"Так как Июдеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): "Если кто не примет Плоти Моей, не имеет жизни?" (Иоанна б, 53): (выше). Когда принял от разбойника веру, взамен ея даром дая ему неизмеримыя, даром излил перед ним сокровища свои, тотчас же перенес его в рай свой и там поставил введеннаго (в рай) над сокровищами своими: со Мною будешь в раю желаний!" (Твор. Еф. Сирина, ч. 8, стр. 306-5).

Святой отец ссылается в этом случае на то место из св. Евангелия, которым так любят нас укорять "радетели" староверия, приводя известные слова Спасителя: "Если кто не примет Плоти Моей, не имеет жизни".

Св. Ефрем Сирин, как бы подчеркивая сие, вопрошает; "Но где же то сказанное, что кто не причащается, тот и не спасется?" Ведь ввел же Господь в рай разбойника, за искреннюю веру его даровав все блага.

Можно спастись человеку и без видимого причащения в условиях, определивших бытие последователей древняго православия. Новообрядческая церковь в лице памятных г. г. миссионеров буквально неистовствовала, запугивая и без того загнанную мудрость правителей и их приспешников беспоповщину пресловутым отсутствием чувственного причащения.

Разражаясь громом и молниями по поводу нашего "погибельного прегрешения", отцы иезуитского пошиба дипломатически обходили каверзную для их способов "усовещательной" обработки книгу "Жезл правления", изданную по благословению двух греческих патриархов и всем собором 1666 года. В означенном источнике уже никоновского происхождения мы читаем то, что предпочитали умалчивать сокрушающиеся о нас "расколоведы": "Ведати нужда есть всем, яко тайны церковныя иныя суть по нужди посредния, каковы суть миропомазание, евхаристия, и елеопомазание, их же аще кто и не сподобится, нужды некоея ради, спасен быти может. Иныя же по нужди заповеди, те же ести две: крещение и покаяние, ею же кроме несть леть спасение получити" (Жезл правл., л. 49 об., изд. 1666 г.).

В другой книжице, изданной новообрядческим митрополитом (петербургским и новгородским) Григорием под названием "Истинно-древняя, истинно-православная Церковь" на стр. 311 значится: "Во всех таких случаях, усердно желающий причаститься, хотя на самом деле не причащается, причащается духовно: то есть, тогда ему, по его усердному желанию причаститься святых Христовых тайн, вменяется в действительное причащение его усердное желание причаститься, подобно тому, как Аврааму вменилась в правду его вера. Кто так духовно причащается, тот получает все блага, какия получает причащающийся самым делом" (ч. 1, изд. 1898 года).

Приведенные тексты из никоновского богословия, в разрез горячим миссионерским головам, также неоспоримо поддерживают нашу основную мысль о возможности спасения без св. Причащения, когда нет такового в непоруганном виде.

Но и в наше достойное горького плача время старообрядцы-беспоповцы имеют свое утешение, ибо располагают, по ниже приводимым свидетельствам святых отцов, другим жертвенником, высоким, но невидимым, - жертвой коего и причащаются духовно. Св. Григорий Богослов говорит: "Недопустят к жертвенникам, но я знаю другой жертвенник, образом котораго служат ныне видимые жертвенники... который весь дело ума и к которому восходят созерцанием. Ему буду предстоять я, на нем пожру приятное Богу и жертву приношение и всесожжения, столько же лучшия приносимыя ныне, сколько истина лучше тени... от сего жертвенника не отвлечет меня никто; изгонят из города, но не изгонят из того града, который горе" (Твор. Григория Богосл., ч. 1, ст. 382 и 3, изд. Сойкина).

Вот к какому жертвеннику обращен молитвенный взор наш еще со времен злосчастного реформатора патр. Никона; св. отец Афанасий Александрийский поучает в своих творениях: "Не постыдятся во время лютое" (псал. 36, 19). Во времена гонений, при оскудении учителей, сам Господь духом Своим препитает верующих в Него"

 (ч. 4, стр. 29, изд. 1903 г. в толков, на псалмы по выписк. Пермякова ч. 1, л. 222 об.).

В части 3-ей (посл. 4 стр. 98-9) св. отец разъясняет более обширно и определенно: "Сей же образ речи примечаю и в Евангелии от Иоанна, когда Господь беседуя о вкушении тела Его и видя, что многие тем соблазнялись, говорит: "сие ли вы блазнит? Аще убо узрите Сына человеческаго восходяща, иде же бе прежде. Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже, глаголы, яже Аз глаголах вам дух суть и живот суть" (Иоанн, 6, 63). Ибо говорит: яже глаголах вам, дух суть и живот. А сие значило то, что показуется и дастся за спасение мира, есть плоть, которую ношу Я. Но сия плоть и кровь ея дана будет Мною вам духовно в снедь, так что Она каждому уделяема будет духовно и для всех соделается сохранением в воскресение вечной жизни"

 (Твор. Афанасия Александрийского по выписк. Пермякова ч. 1, стр. 220 об.).

И мы, старообрядцы, не имея ныне видимого таинства св. Причащения и совершителей такового, получаем все же возможность по вере в Исуса Христа причащаться духовно, согласно слов св. Афанасия Александрийского и св. Григория Богослова.

Это духовное приобщение к Телу и Крови Господним происходит и при посредстве познания слова Божия, как о сем пишет бл. Иероним: "Так как тело Господа есть истинное брашно и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его, не только в таинстве (евхаристии), но и в чтении писаний: ибо истинное брашно и питие, которое приемлется из слова Божия, есть знание писаний" (Блаж. Иероним ч. 6, стр. 37).

Послесловие ко второму изданию

Предлагаемая брошюра рассчитана на людей, уже хорошо знакомых с христианским вероучением, способных к серьезному и вдумчивому чтению. Для людей, только еще приходящих в наше смутное время к вере в Господа, в первое время следовало бы рекомендовать для чтения те книги, которые могут быть ими усвоены легко и без чрезмерного духовного и умственного напряжения.

О духовном причастии староверами-поморцами написано немало, да и к сказанному наставником Рижской Гребенщиковской общины о. Михаилом Власовым († 1958) трудно что-либо добавить. Разве только несколько строк.

Последователи новообрядчества сегодня как никогда настойчиво повторяют известные слова Христа: "Если кто не примет плоти Моей, не имеет жизни" (Ин., 6, 53), - обращая их против староверов, не имеющих священства, а следовательно и таинства Евхаристии.

Между тем слова эти становятся сетью вовсе не для староверов, а напротив, - для тех, кто пытается использовать их против древлеправославных христиан.

Прежде всего задумаемся; сами ли староверы лишили себя священства, а вместе с тем и Евхаристии, или это относится к "заслугам" новообрядцев? Кто уничтожал, ссылал, казнил древлеправославных епископов и священников? Разве это делали староверы? Получается, что новообрядцы, считая, что лишение Евхаристии оставляет огромное число глубоко верующих русских людей без надежды на спасение и вечную жизнь, все же обрекли их на вечные мучения и духовную смерть! Но ведь и им тогда за это награда от Бога будет невелика! Может, тогда не о нас лучше поплакать, а о себе? Обычно новообрядцы возражают: "Были, конечно, с нашей стороны несправедливости по отношению к староверам, но ведь прошло много времени, и мы признаем свои ошибки, теперь нет повода для отчуждения, и вы, староверы, грешите против Бога, что по-прежнему остаетесь без Евхаристии". В этих словах справедливо лишь одно: зла и обид держать не надо. Но и забывать свою историю нам не следовало бы. Один только Господь знает, какое море слез и крови было пролито русскими людьми за свою Старую Веру, зато всякому христианину хорошо известно, что истинная Вера Христова никогда не распространялась насилием и кровью. Староверов мечом, огнем и каторжными кандалами приводили к "св. причастию", и было бы удивительно, если бы при этом у них не зародилось мысли, что по духу своему это будет причастие вовсе не Христу, а напротив - антихристу. Слово исторической правды и искреннего покаяния со стороны новообрядцев (за редким исключением) пока так и не прозвучало. Ведь были не "несправедливости" и "ошибки", было хорошо организованное и огромное по своим масштабам массовое уничтожение духовно наиболее развитых представителей своего же народа. Теперь нечто подобное называется геноцидом. И если истоки, корни новообрядческой иерархии питались христианской, а не Христовой плотью и кровью, то может ли быть уверенность в том, что и выросшее на этих корнях дерево (т. е. современная новообрядческая церковь) готовит для всех вкушающих от нее живоносные плоды? Дай, как говорится. Бог ошибаться в этом, но если имеется хоть сколько-нибудь серьезная почва для сомнений, то имеет ли право христианин подходить к Св. Причастию?

А разве поводов для таких сомнений не дает нам вся история нашего народа? Мало кто сомневается в том, что большевики ответственны за доведение в короткое время России до духовного и экономического кризиса, но разве не достиг духовный кризис наивысшей остроты еще в 1917 году, в который Россия вступила после 250-летней монополии новообрядцев на истину? Почему в массе своей народ русский так легко отказался от Христа, только ли "инородцы" и "иноверцы" в этом виноваты? Ответственность за духовное состояние русского народа новообрядческая церковь взяла на себя сама, и взяла насильно, - с нее и спрос. "По плодам их узнаете их", -говорил Христос (Мф., 7, 16), и поводов для раздумий эти "плоды" дают немало и в наше время.

Вернемся опять к главному доводу новообрядцев (Ин., 6, 53). Удивительное явление: всегда стремятся они подчеркнуть свою утонченность, богословскую изощренность, неприязнь к буквализму, "духовному невежеству" и т. д., но приведенные слова Христа стали для них каким-то камнем преткновения - понимаются они почему-то на этот раз исключительно буквально. Между тем не надо заканчивать духовные академии, чтобы понять, что в этих и подобных словах Христа главная мысль содержится не в напоминании о видимом таинстве Евхаристии, а о жизни в соответствии с верой во Христа, в усвоении всем существом человеческим Спасительной Жертвы Исуса Христа. Это представляется настолько очевидным, что даже не требует каких-то доказательств Нужно всего-лишь почаще читать святоотеческое писание, да и само Евангелие. Да и не называл ли Себя Христос также "ИСТОЧНИКОМ ВОДЫ ЖИВОЙ", предлагая пить от Себя всем? Не следовало бы новообрядцам приписывать себе исключительное право толкования Св. Писания, а признать, что в словах (Ин., 6, 53) есть, конечно, буквальный смысл, имеющий отношение к таинству св. Евхаристии, но прежде всего видеть в них духовный смысл. И предки наши во времена благочестия имели св. Евхаристию, с благоговением совершали таинство в воспоминание Жертвы Христовой, но не впадали в крайность буквализма. М. Власов напоминает нам о спасшемся на кресте разбойнике, можно еще прочитать в минеях или прологах и о тех уверовавших во Христа св. мучениках, которое не то, что св. Евхаристии, но и св. Крещения еще не успели удостоиться (как и разбойник), но пострадали за веру и удостоены венца. Всякий буквализм в толковании Св. Писания может привести к опасным ересям. Так и в данном случае: кто дал право новообрядцам ограничивать Всемогущие Божие? Разве достойно звания образованных богословов ставить действие Благодати Божией в зависимость от случайных обстоятельств земной жизни? Разве отсутствие земного священства прекращает или ограничивает действие Св. Духа и Христос уже более не Первосвященник? Нет, никониане смогли уничтожить епископа Павла Коломенского, но уничтожить Милость Божию и Его Всемогущество не удастся никому. Да, у нас нет видимого таинства, но не мы повинны в его уничижении. Мы всем своим сердцем желаем Причастия Св. Тайн Христовых и верим, что нас в доброте Своей не оставит Тот, Кто есть в Существе Своем - Преизбыточная Любовь и Совершенство!

Мыслящий человек должен различать видимую и невидимую сторону таинства. Если выполнять лишь одну форму, которая, хотя и в искаженном виде, но все же осталась у новообрядцев, то всегда ли можно иметь уверенность в действенности таинства? Ведь любой старообрядческий наставник самовольно может надеть на себя священнические одежды и дерзнуть совершить таинство, но в то же время совершенно ясно, что таинство не будет действительным, ибо дерзнувший восхитил себе не полученное им от Церкви, нарушил преемственность, совершил то, на что не имеет полномочий и благословения от предшественников. У новообрядцев видимая сторона таинства не прерывалась, что служит для них постоянным поводом для снисходительного отношения к староверам. Но все ли так просто с невидимой стороной? Не осталась ли одна внешняя форма? Благодать - вещь невидимая, не отступила ли она от тех никонианских архиереев, на совести которых были и плач сирот, и рыдание вдов, и искалеченные жизни? Не от тех ли архиереев преемственно получили хиротонию нынешние священнослужители? Не те ли архиереи, наконец, не просто отвергли родное церковное предание, но глумились над ним и подвергли проклятию? Не нарушило ли как раз это проклятие вместе с благословением и подстрекательством гражданской власти на насилие ту самую апостольскую преемственность, которой так гордятся новообрядцы? В том-то и дело, что невозможно не признать, что видимая сторона никак не может гарантировать действительность таинства, если не выполняются другие важные условия, а первое из них -апостольская преемственность, причем не только по форме, но и по духу. А вот что касается невидимой стороны таинства, зависящей от Бога, то это как раз важнейшая сторона, без которой от таинства остается одна бездейственная форма. И множество тому примеров в церковной истории, когда по милости своей Господь подавал людям Свои Дары, не взирая на внешние обстоятельства: "Человекам это невозможно. Богу же все возможно" (Мф., 19, 26).

Как бы ни странно для новообрядцев было бы слышать, но никто так не благоговеет перед чистотой таинства Св. Евхаристии, как именно староверы-беспоповцы. Новообрядцам надо бы было однажды честно признать - существует ли их церковное общество на тех основах, которые были заложены семью Вселенскими и девятью Поместными соборами, которые называются "церковные правила" и составляют неотъемлемую часть Древлеправославного Священного Предания? То, что сейчас можно видеть в новообрядческих храмах при совершении "крещения" и "евхаристии", - это, как может показаться, в лучшем случае не св. таинство, а церковный обряд, в худшем - глумление над таинством. Когда в последний раз церковные правила применялись к новообрядческим пастырям и пастве? Ведь всякий знакомый с этими правилами знает, что в нынешнее время, согласно древним церковным канонам, к св. Причастию практически очень редкий человек может быть без соответствующей епитимий, длящейся годами, допущен. Кто и когда отменил церковные правила? Кто и когда внес в Церковь новые правила? К чему нас вольно или невольно призывают новообрядцы - к отступлению от Св. Предания, к замене таинства обрядом?

Так пусть уж лучше в Древлеправославной Церкви хранится светлое и чистое воспоминание о непопранном Престоле Божием, на который Господь вновь придет ступить в День Второго и Великого Своего Пришествия! Если же есть у нас вера и дела, если есть любовь и правда Божия, то есть и надежда на Милосердие Творца и Спасителя!

Богу нашему слава, ныне и присно, во веки веком. Аминь

Издание Братства ревнителей Древлеправославия во имя святого священномученика Киприана, еп. Карфагенского.

Издательский дом "Третий Рим", Москва, 1999 г.

 

Материалы собрал и сопоставил Максимович Михаил Михайлович.