Stol-Kam Kamenets

 

3 НОЯБРЯ 2002 ГОДА БРЕСТСКАЯ  ПАСТВА ВСТРЕЧАЛА  ВЛАДЫКУ ИОАННА

 

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 7 октября 2002 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «Епископом Брестским и Кобринским определено дыть викарию Минской епархии епископу Борисовскому Иоанну».

 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Преосвяшеннейший

епископ ИОАНН,

(Лев Данилович Хома)

родился на Украине

в с. Колбаевичи Самброского р-на, Львовской области.

 

Дата рождения  - 25 марта 1963 г.,

15.12.1992 г.     - монашеский постриг;

3.01.1993 г.       - рукоположен во иеродиакона;

20.06.1993 г.     - рукоположен во иеромонаха;

23.04.1995 г.     - возведен в сан игумена;

4.12.1995 г.       - возведен в сан архимандрита;

31.03.2002 г.     - хиротония во епископа Борисовского, викария Минской епархии;

7.10.2002 г.       -  епископ Брестский и Кобриннский.

 

Его Преосвященство, Преосвяшеннейший епископ ИОАНН является:

Членом Святого Синода Белорусской Православной Церкви;

Управляющим Брестской епархией;

Председателем Епархиального Совета;

Доцентом Минской Духовной Академии и Семинарии;

Свято-афанасьевской (с. Аркадия) и Спасо-Преображенской

(с. Хмелево)   мужских обителей  священноархимандритом.

 

В этот день 3 ноября 2002 г. в Свято-Симеоновском кафедральном соборе г. Бреста, нового епископа Брестского и Кобринского представил пастве Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. После молитв перед Божественной Литургией Владыка Филарет вручил владыке Иоанну Патриарший Указ о назначении его на Брестскую кафедру.

 

Подчеркивая многолетний опыт работы секретарем Минской епархии и то, что владыка Иоанн является доцентом Минской Академии, где читает курс «Литургики» и «Истории Православных церквей», митрополит Филарет выразил радость, что «путь сотрудничества заканчивается и начинается самостоятельный путь владыки Иоанна в качестве епископа Брестского и Кобринского».

- Я уверен, - сказал в заключение Патриарший Экзарх, - что паства брестская с воодушевлением принимает Вас. Да поможет Вам Господь держать высоко хоругвь церковную с Ликом Христа Спасителя и быть примером благочестия и чистоты веры Православной. Бог Вам в помощь, дорогой Владыко!

В ответном слове епископ Иоанн сыновне поблагодарил митрополита Филарета за 12-летний опыт и руководство. А, обращаясь к пастве, испросил молитв и поддержки в управлении Брестской кафедрой.

Божественная литургия совершалась совместно митрополитом Минским и Слуцким Филаретом и Преосвяшеннейшим епископом Иоанном. Сослужило владыкам духовенство Брестской епархии.

По окончании Божественной литургии поздравить владыку Иоанна прибыли председатель облисполкома Василий Борисович Долголев и председатель горисполкома Николай Павлович Гордиевич (на фото).

Первое свое Архиерейское Богослужение на Брестской кафедре владыка Иоанн провел на следующий день, в понедельник 4 ноября - в день празднования «Казанской» иконы Божией Матери. Посетив Свято-Воскресенский собор - храм-памятник победе в ВОВ 1941-1945 г.г. - настоятелем которого является старейший священник Беларуси, благочинный Брестского округа, протоиерей Евгений Парфенюк, (нижний престол храма освящен в честь «Казанской» иконы Божией Матери) владыка Иоанн акцентировал внимание прихожан на неслучайность первого своего служения в храме-памятнике победе - как победы Православия - при неустанных молитвах и предстательстве Заступницы  рода христианского.

Благословлял пасомых владыка Иоанн иконками Минской Божией Матери.

 

"БРЕСТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" №1/2003, стр. 4.

 

ДОКЛАД

Преосвященнейшего Иоанна, Епископа Брестского и Кобринского на собрании духовенства Брестской епархии

30 января 2003 года

О нравственном облике пастыря

 

Сегодня, дорогие отцы и братия, хотелось бы поговорить о нашей пастырской нравственности.  Бесспорно, ваш опыт, ваше знание современной приходской жизни - это неисчерпаемый кладезь житейской мудрости. Но все мы чувствуем необходимость припасть и к источнику вневременной Истины - Священному Писанию, творениям мудрейших Святых Отцов и подвижников Церкви Христовой.

Дарованная нам Господом в последние годы свобода вероисповедания принесла Церкви не только радость обновления, но и новые испытания. В Беларуси повсеместно строятся и восстанавливаются православные храмы, активно развивается система духовного образования и просвещения. Все большее число людей приходят в храм - одни обращаются к Богу, другие - следуют всеобщему настроению. И всюду необходима помощь священника, «ибо мы соработники у Бога» на Божьей ниве (1 Кор. 3;9). Но священнослужителей в республике мало. Кадровая проблема - одно из тяжелейших испытаний для нашей Церкви.

Здесь неуместно обсуждать причины этого драматического для судеб Церкви явления. Позволю себе лишь признать этот факт.

В таких условиях со всей остротой перед Белорусской Православной Церковью встает проблема уровня нравственности служащего ныне священства.

В ходе одной из бурных полемик русский религиозный философ Николай Бердяев сказал, что плохие православные не делают плохим Православие. Да, это истинно. Но истинно и то, что многих молодых просвещенных, интеллигентных людей на их пути к священнослужению и Церкви вообще останавливают еще, к несчастью, имеющиеся у нас человеческие несовершенства, грехи, пороки.

Нашими пастырскими несовершенствами объясняются многие и многие нестроения. Давайте все вместе вспомним, что заповедано нам от Бога, и что передано нам святоотеческим наследием, наследием православных подвижников.

Хотел ось бы прежде всего напомнить слово Господа Иисуса Христа: "Горе вам,... яко затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящим войти не допускаете» (Мф. 23; 13). Еще в Иезекиилевом пророчестве сказано: «Когда Я скажу беззаконнику: «Смертью умрешь!». А ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконнит от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез.3;18).

В день судный всем нам придется дать ответ о стаде нашем словесном. И по этому поводу святой Иоанн Златоуст говорит: «Если кто по небрежности погубит хоть одного из паствы своей, то не разрушит ли этим все свое спасение? не лучше ли ему «да обяжется камень жерновный на выю его, и погрузится в мори?» «Ибо весь мир, - утверждает златоуст, - не стоит одной человеческой души».   Примером глубоко нравственного поведения пастыря, его молитвенного подвига всегда был и остается святой Праведный Иоанн Кронштадтский, едва ли не  наш   современник. Отличительной чертой отца Иоанна, сущностью его личности была любовь к Богу и людям. Любовь его воистину изливалась на всех, уповающих на нее. Неисчислимы примеры благодеяний отца Иоанна и  его    молитвенной помощи людям, жившим за тысячи километров от Кронштадта - в России и вне ее, и даже не принадлежавшим  к Православной Церкви. С особой силой проявилась любовь Батюшки к Богу и людям   в  его   широчайшей   благотворительности, совместившейся с полнейшим нестяжанием.

Другим, не менее ярким, проявлением человеколюбия праведного Иоанна Кронштадтского был его необычайный дар молитвенника. Своей дерзновенной молитвой отец Иоанн творил чудеса. Не случайно, именно в конце XIX начале XX вв., накануне великой смуты и гонений на Церковь Христову, Христос дал нам такого благотворителя и молитвенника, явил его истинным апостолом любви. Стремиться подражать ему в его любви к Господу и пастве - разве не благороднейшая и благодарнейшая задача для современного священства?

В святоотеческих творениях, являющихся отражением и раскрытием Священного Писания, немало внимания уделяется тому, каким подобает быть служителю Церкви в священном сане, каковы его духовный облик, служение, обязанности, ответственность, как его нужно воспринимать, как к нему относиться и т.д. Кому, например, неизвестны слова «О священстве» святителя Иоанна Златоуста?

Подобного рода вопросы нашли свое раскрытие и в русской церковной литературе. Иереи, как пишется в древних поучениях, - это «земные ангелы и небесные человека». Они во все дни за всех верующих «службы творят, заутре и полудне и вечере, молят Бога во церкви и вне церкви, и в домах своих мольбы о всех творят». Иереи вместе с ангелами предстоят у престола Господня, с серафимами «носят Господа», сводят с небес к людям на землю Дух Святой, претворяют хлеб и вино в Плоть и Кровь Христа Спасителя, просвещают людей святым Крещением, прощают и разрешают их от грехов, совершают тайну спасения рода человеческого. Их Господь поставил стражами и пастырями Своих словесных овец, «за няже Кровь Свою излия». Им дал Свой талант, который спросит во второе Свое пришествие, «како умножили данный дар, како упасли словесное стадо Христово, како соблюли святыню неоскверненной».

Добро иереям «и люди учити», - пишет архиепископ Новгородский Лука-Иоанн, - «всегда учити, а не молчати». Поэтому духовный облик их должен быть высоким, иерею заповедуется избегать всякого греха -«не работати плоти», оставить тяжбы, раздоры. вражду, «хулу на друга», гордость, «мерзость, ярость, ложь, скупость, немилосердие, ненависть, зависть». Нельзя «зело» насыщаться едой, а тем более пьянствовать. «Хранися от пьянства, - заповедует иерею Проложное Чтение, - оскверняет бо молитвы твоя... Хранися от пития: серафим бо ecu плотяный и не лепо ти есть прилежати питию».

 

Руки свои иерей должен хранить «от всякия нечистоты», ибо ими «подъемлет Тело Христово»; с прилежанием читать «жития и учения святых отец»; иметь «чисту молитву к Богу»; поминать в святых молитвах братию «до последнего их», как указывает святой Иоанн Златоуст, святую службу совершать со страхом Божиим; ни когда не входить в алтарь, имея на кого-нибудь вражду.

Во всем служителям Божиим, посвященным Богу, должно иметь «прилежание и попечение блюсти: и в одеждах, и в обуви, и в обличье и внешнем виде, во время хождения по улице, в торгу, и в доме, и за разговором, и в молчании, и во время обеда - во всем стремиться к простоте, благоустроению и пользе», - говорит Даниил, митрополит всея Руси.

Иерею как пастырю нужно всегда пещись «о стаде своем Христовых овец». Позовут к больному «или дитяти крестить» - надо немедленно идти, «нежели умрет человек без покаяния или дитя не крещено, то вельми тяжко есть; подобно бо душегубству, оже нашим небрежением тако умрет», - учил архиепископ Новгородский Лука-Иоанн.

Больше же всего подобает иерею смирение принять. «Смирение прими, - учит Проложное Чтение, - да взывающу ти к Богу, призрит на тя: на смиренные бо призирает Господь». В Апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» рассказывается, что Пресвятая увидела в жестоких огненных мучениях священников.

На Ее вопрос о страдальцах, сопутствовавший архистратиг Михаил ответил: «Это те, кто служил Литургию, и пред престолом Божиим предстояли, почитая себя достойными».

«О, братие, - взывает древний автор к священникам, - сию исполняйте службу донележе и дышите»; и, как бы продолжая развивать эту мысль, преподобный Сергий Радонежский наставляет, - «дабы вместе со святыми мог каждый дерзновенно сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи!».

Иереи, не заботящиеся, «не печалующиеся о духовном», не учащие паству словом и жизнью «осудятся, яко блазнители». Если «мы, Попове, порученных душ нам человек не правити начнем, то можем ли обрести богатство Царства Небесного и тех довести, о них же ны есть слово отдати Богу?» - спрашивает архиепископ Новгородский Лука-Иоанн и продолжает: «Да блюдем, братие, себе и о нех, да на нас сбудется книжное слово, еже ся глоголет: «Си пастуси, вземлюще овец млеко и волну, а о стаде небрегут и повинни суть Богови».

Верным руководителем на пути ко спасению является духовник, занимающий важное место в священном сане. «Нет ничего сильнее хорошего совета», - говорится в одном древнем произведении. О святом старце, преподобном Пафнутии Боровском, рассказывается, что с ним было «сладце оеседовати» и инокам, и мирянам. Это потому, что беседа его была глубоко духовная, понятная, «простая» и беседовал он «не ради человеческого угождения», а говорил «по Божьему Закону» и. как учил других, так поступал и сам. «Не робел он никогда ни перед лицом княжеским, ни перед боярским, дары богатых не могли улестить его, и сильным мира сего он повелевал неукоснительно соблюдать законы и заповеди Божий. С простыми людьми так же, как и с великими, беседовал и братьями их называл. И никто после беседы с ним никогда не уходил неутешенным, многим он своей беседой сердечные тайны раскрывал, и они уходили от него, удивляясь и славя Бога, прославляющего Своих угодников».

Перед духовником и сам православный русский человек раскрывал все то, что его терзало, беспокоило, волновало, - и опытный духовный руководитель всегда помогал найти спасительное решение. «Добро есть отнюдь и полезно исповедати грехи ко искусным духовным отцем, - читаем в «Славяно-Русском Прологе», - а не к невежам и неискусным... Аще бо обрящеши мужа духовна, могущего тя уврачевати, не стыдися, исповеждся ему аки Богу, а не человеку».

Объективные трудности делают сложным вопрос о духовничестве в современной жизни. И хотя такая обстановка, по нашему мнению, лишь отражает положение в Русской Православной Церкви в целом, это не может оправдать нас. Господь Бог говорил Иезекиилю: «Изреки пророчество   на   пастырей   Израилевых,   изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит  Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себе самих! Не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34:2). Не о том ли же говорит и Апостол уже в Новом Завете: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1 Пет. 5:2).

Окормлять свою паству, воспитывать в ней христианскую нравственность - не только долг пастыря, его священная обязанность, это - и наш гражданский долг в нынешние времена криминализации общества всеобщего упадка морали, главенства в идейно-нравственной сфере монстра телеиндустрии.  Еще в «Домострое», памятнике церковной литературы XVI в. давалось православным следующее наставление: «Изыскать отца духовного - доброго, боголюбивого и благоразумного, и рассудительного, а не потаковщика, пьяницу, не сребролюбца, не гневливого. Следует такого почитать и повиноваться ему во всем и каяться перед ним со слезами, исповедуя грехи свои без стыда иоез срама, и наставления его соблюдать... он учитель наш и наставник».

Нести в церковный народ такое понимание духовничества - наш долг, как и задача церковных средств массовой информации. Но разве мы можем дать людям правильное понятие, если отказываем в окормлении?.. Не для современного ли пресвитера с уверенностью писал пастве Апостол:«... они (наставники, пастыри - Е.Л.) неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая...» (Евр. 13; 17).

Сталкиваемся мы и с тем. что священник не открывает уст своих для проповеди - не только частной, но и в храме. Как тут не вспомнить, что Священное Писание учит нас проповедовать, и проповедовать со дерзновением, хотя бы даже не слушали нас, проповедовать повсюду, всякой твари, во всякое время. Не этому ли нас, пастырей, учат строки как Ветхого, так и Нового Заветов. Вот только несколько цитат: «...скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их» (Иср. 1; 17); «Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез. 2; 5); «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16; 15); «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» <2 Тим. 4; 2): «Господь же в видении ночью сказал Павлу: «Не бойся, но говори и не умолкай...» (Деав. 18; 9): «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (Кор. 3; 12).

С проблемами духовничества тесно связаны и вопросы тайны исповеди и обличения детей духовных во грехах. Позволю себе по этому поводу пересказать поучения святителя Димитрия Ростовского: «Как Христос Бог, зная грехи всех, не обличает и никому не объявляет прежде последнего Своего Страшного Суда, так и духовный отец не должен объявлять грехов, сказанных на исповеди, не должен и обличать не только добровольно, но и принуждаемый к этому.

Если бы какой властелин или суд гражданский повелел или еще кто-либо принуждал иерея сказать какой-либо грех духовного сына, если бы угрозами, муками и смертию устрашал и убеждал открыть чей-либо грех, то иерей должен скорее умереть, нежели разрушить печать исповеди и тайну Божию предать известности.

Отец духовный должен заботиться и о том, чтобы не только не дерзнул словом обличить сына своего духовного, но и даже знаком каким-либо не подвергнуть его человеческим подозрениям, чтобы никто не мог и догадаться по чему-либо о грехе его.

Если же какой неискусный, злонравный и безумный иерей, упившись хмеля или злобою, неистовствуя в гордыни или тщеславном превозношении, дерзнет обличать детей своих духовных и объявлять перед людьми грехи их, -таковой, как богопротивиик, разоритель Таинства Божия и насильник печати Святого Духа, подпадает страшному суду Божию и вечной казни, такой духовник больше того -

сам сатана...».    

С   прискорбием   приходится признавать, что священство наше порою самоустраняется от воспитания даже постоянных прихожан, членов церковной общины. Кому сегодня не известно, что в храмах наших иногда складывается атмосфера недоброжелательности к новичкам, а откровенная грубость способствует насильственному   отторжению от Церкви тех, кто впервые пришел в храм  Божий. Это, естественно, способствует обращению людей в протестантские общины, для которых прозелитизм - хлеб насущный...

Надо признать, что нашим всеобщим грехом является повсеместное обрядоверие, оставленное нам в тяжелое наследие язычеством. Научаем ли мы нашу паству любви к   Богу и ближнему - прежде всего; христианской жизни и вере - прежде всего; следованию Слову Божию - прежде всего; сути, а не форме наших Таинств - прежде всего, а уж потом - обряду? Учим ли мы сначала полумать о человеке, а уж потом - об обряде? Говоря о греховности тщеславия, гордыни, святитель Димитрий Ростовский строго увещевал: «Довольно с тебя того, что все приходящие к твоей церкви знают тебя своим духовником. Для чего тебе еще нужно хвалиться своей духовностью?.. Ведь когда ты слушаешь грехи твоего духовного сына..., когда ты разрешаешь его, омываешь его от болота, очищаешь гной из душевного двора его и отираешь кал совести его, то какое тебе в этом тщеславие и гордость?

Цуховничество даровано иереям от Бога для того, чтобы послужить спасению человеческому, а не для тщеславия, гордости, суетного превозношения и излишнего властительства над духовными детьми».

 

Дорогие отцы и братия! Суммируя все сказанное, хотелось бы акцентировать внимание на том, что Апостол заповедал нам строгость по власти, данной  нам Господом «к созданию, а не к разорению» (2 Кор. 13; 10). Ведь только Апостолам и нам, их преемникам, Иисус Христос вручил право учить народ и проповедовать, о чем свидетельствует Апостол: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4; 16). Не будем забывать, что пастыри, оберегающие нравственность, те же воины, оберегающие Отечество.

Хочу призвать всех нас в течение всей жизни не уставать черпать благодатные знания о нравственности пастыря в Священном Писании и у Святых Отцов Церкви нашей.

А если среди нас и найдутся люди, противящиеся слову Божию и наставлениям Святых Отцов, если кто почувствует, что и к нему относятся приведенные библейские и святоотеческие бесспорные мудрые суждения, но, вместе с тем, их оспаривает, что ж. такой человек сам увидит, какой он понесет суд. Ибо не дремлет месть Божия... «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые...» (Ёф. 5; 15).

И, наконец, напомним себе наставления святых Апостолов: «... братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание...» (2 Пет. 1; 10); «В усердии не ослабевайте...» (Рим. 12; 11); «... будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем...» (1 Кор. 15; 58); «Бог же мира... да усовершит вас во всяком добром деле...» (Евр. 13; 20-21).

 

"БРЕСТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" №1(3) 2003 г., стр. 22-24.